Публикации о ТВ
"Алтайская правда" 1 апреля 1956 год
"Алтайская правда" 15 апреля 1956 год
"Алтайская правда" 20 июня 1956 год
"Алтайская правда" 26 июля 1957 год
"Алтайская правда" 17 ноября 1957 год
"Алтайская правда" 30 сентября 1962 год
"Алтайская правда" 14 февраля 1976 год
"Алтайская правда" 27 ноября 1981 год
"Свободный курс" (Елена Клишина)
С чем можно сравнить начало телевизионного вещания? Наверное, только с появлением Интернета в 90-х годах. В середине 60-х многие барнаульцы хотели приобщиться к телевидению, несмотря на то что вещание длилось всего несколько часов день, а телевизионные приемники в СССР до 1962 года подлежали обязательной регистрации.
Первые передачи

Барнаульского любительского телецентра начались в день открытия XX съезда КПСС - 14 февраля 1956 года. Как раз в этот день Никита Хрущев выступил на закрытом заседании съезда с докладом о культе личности Сталина - в стране начиналась "оттепель". Барнаульцы увидели по телевизору испытательную таблицу настройки, киножурналы "Сибирь на экране" и "Новости дня" и художественный фильм "Кубанские казаки". За первые полтора месяца, как писала "Алтайская правда", "любительская студия показала радиозрителям свыше 30 программ. В воскресные дни для детей передавались фильмы "Кортик", "Чук и Гек" и другие. Недавно из Москвы получены киносъемки концертных программ с участием известных мастеров искусств. Они присланы Центральной студией телевидения". "Живого" диктора наше телевидение показало 20 октября. А 6 ноября состоялось торжественное и официальное открытие барнаульской студии. В конце года на экраны вышел первый сделанный в студии альманах "Земля алтайская". А в начале 1957 года была показана первая киносъемка "Здравствуй, весна!". Съемка велась на пленке, которая предназначалась для рентгенограмм, - ее выпросили в аптекоуправлении. В 1956 году Барнаульская студия телевидения была третьей в Сибири. Население краевого центра насчитывало тогда 255 тысяч человек.
Первый коллектив
По государственному плану развития ТВ в СССР телевидение на Алтае должно было появиться лет на шесть позже. На ситуацию повлияли руководители и сотрудники барнаульских предприятий. Первым выступил коллектив радиозавода. Его поддержали краевое управление связи, энергокомбинат, меланжевый комбинат, тресты "Водосвет" и "Стройгаз", завод "Трансмаш". При горисполкоме была создана инициативная группа по строительству телецентра, и в дальнейшем все работы осуществлялись за счет паевых взносов этих и других барнаульских предприятий. А часть оборудования, в том числе студийные камеры, изготовлена на радиозаводе и "Трансмаше". Первым директором студии был назначен Петр Васильевич Скиба. На должность главного режиссера пригласили Захария Борисовича Гутчина. А первым диктором стала Мария Скоромная. Скоромную отобрали в результате огромного конкурса - на должность диктора ТВ претендовали 180 человек. В ее служебной характеристике были отмечены природное обаяние, женственность, красивый голос, общая культура и эрудиция. Других сотрудников телецентра набирали из числа городских газетчиков, театральных работников, кинолюбителей, участников художественной самодеятельности. Первый год телецентр работал с неукомплектованным штатом: так, вместо трех режиссеров там числился всего один.
Первая техника
Первое оборудование для барнаульского, а также для бийского и рубцовского телецентров было изготовлено учеными Томского политехнического института под руководством Всеволода Мелихова. В конце 70-х годов будет решено создать объединенный радиотелецентр, а телецентры в Бийске и Рубцовске закрыть и установить там ретрансляторы. Нужно было только построить телебашню высотой 180 метров. Передаваемый башней сигнал увеличивал радиус вещания минимум до ста километров. Первая студия барнаульского телевидения находилась в доме по адресу: пр. Ленина, 78. Сейчас там стоматологическая поликлиника. Первая, временная мачта с антеной турникетного типа была всего 30 метров высотой. Ее сигнал можно было принимать на расстоянии 30-40 километров - в основном в Барнауле и пригородах, например, в Чесноковке, в колхозах Калманского, Косихинского, Краюшкинского и других районов.
Первая критика
Замечания в адрес Барнаульского телецентра появились уже спустя два месяца после выхода в эфир первой передачи. Одним из первых критиков стал директор радиозавода Борис Докторов, он же - инициатор создания телецентра. "Барнаульский телецентр демонстрирует пока только художественные фильмы и киножурналы. Конечно, на первых порах показ даже стародавних картин в какой-то мере удовлетворяет радиозрителей. Ведь даже сейчас, когда телецентр не располагает студийными камерами, не имеет постоянных работников, программы телевизионных передач можно значительно расширить, если взяться за это дело инициативно. Скажем, разве нельзя организовать передачи "для самых маленьких", используя диафильмы различных сказок? Разве приборы… не могли быть использованы и для различных передач на технические темы? Разве нельзя привлечь к участию в работе телецентра Новосибирскую студию кинохроники? Все это, конечно, возможно, но для этого должна быть проявлена инициатива... А эта инициатива появится тогда, когда руководители управления культуры перестанут смотреть на телепередачи только как на кино на дому и поймут, что это могучее средство пропаганды всего передового, прогрессивного, могучее средство воспитания трудящихся". Трудящиеся же тем временем были недовольны работой торговых организаций. "Барнаульский и Чесноковский райпотребсоюзы недопустимо запоздали с завозом телевизоров. В Барнаул сейчас завезены для массовой продажи приемники типа "Экран", "Луч", "Темп-2", "КВН-49" и другие. Для увеличения размера экрана некоторые приемники нуждаются в линзах… Торгующим организациям необходимо завезти такие линзы в короткие сроки", - писала "Алтайская правда". "СК" благодарит за предоставленную информацию старшего научного сотрудника отдела истории Алтайского государственного краеведческого музея Маргариту Гусельникову.


1954 год 5 ноября в Москве прошли первые телевизионные эксперименты с последовательной передачей изображения трех цветов на отечественном оборудовании.
1955 год 1 января Центральная студия телевидения перешла на ежедневное вещание без выходных дней. Был проведен первый репортаж с промышленного предприятия - московской фабрики "Красный Октябрь". 14 февраля начались передачи второй программы Центрального телевидения. 1 мая был впервые проведен телевизионный репортаж о военном параде и демонстрации трудящихся на Красной площади Москвы с помощью двух передвижных телестанций (ПТС).
1957 год В июле и августе Всесоюзное радио и Центральное телевидение передавали материалы о VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Каждый день по радио и телевидению транслировалось свыше 50 фестивальных передач. Телезрители Киева, Смоленска и Минска смотрели передачи из Москвы, ретранслируемые с помощью самолета.
1958 год В марте Совет Министров принял решение о строительстве в районе Останкина нового мощного телецентра с антенной башней высотой 500 метров. (Строительство началось в сентябре 1960 года.)
1959 год В феврале в Москве на Шаболовке начала работу опытная телевизионная студия для передачи цветных изображений. В январе 1960 года начались пробные передачи цветных телевизионных программ.
1960 год Вышли в эфир тележурнал "Здоровье" с Юлией Белянчиковой, первая передача "Телевизионного клуба кинопутешествий" (впоследствии "Клуб путешественников"). С 1973 года ее начал вести Юрий Сенкевич. 19 августа по радио и телевидению передано сообщение ТАСС о запуске второго космического корабля на орбиту спутника Земли. В кабине корабля находились подопытные животные, в их числе собаки Белка и Стрелка. Была организована прямая телевизионная передача из космоса, во время которой проводилось наблюдение за поведением собак на различных этапах полета.
1961 год 12 апреля в 12 часов экстренный выпуск "Телевизионных новостей" открылся показом портрета Юрия Гагарина. Спустя два дня ЦТ показало репортаж о встрече космонавта № 1 на Внуковском аэродроме в Москве. Затем по радио и ТВ началась трансляция митинга трудящихся Москвы на Красной площади, посвященного успешному завершению полета в космос. Космонавт выступил на телевидении 15 и 17 апреля. Майский военный парад и демонстрацию трудящихся Москвы смотрели телезрители 15 стран Европы. 8 ноября вышла в эфир новая молодежная передача ЦТ "КВН" ("Клуб веселых и находчивых").
1962 год В январе решением Совета Министров СССР была отменена регистрация радиоприемников и телевизоров, а также абонементная плата за них. В эфир вышли передачи "Телевизионное кафе" (впоследствии "Голубой огонек"), "Музыкальный киоск" c Элеонорой Беляевой и ежемесячное кинообозрение "Кинопанорама", ведущими которой были Зиновий Гердт, Эльдар Рязанов, Виктор Мережко и другие. Использована информация www.tvmuseum.ru.

Говорит и показывает Барнаул! (публикация за 2006 год из краевого архива)
50 лет назад в Барнауле смотрели первую телепередачу. Тогда в краевом центре насчитывалось не более двух десятков телевизоров. О том, как начиналась на Алтае эра телевидения, рассказывает Почетный гражданин г. Барнаула, заслуженный строитель РСФСР Анатолий Иванович Мельников. В середине 50-х он работал заместителем председателя Барнаульского горисполкома.
Это было в 55 году. Будучи по делам в Москве, я впервые увидел телепередачу и загорелся этим делом. По моему предложению горисполком создал инициативную группу. В нее вошли: председатель горисполкома Валентин Васильевич Трофимов, два зампреда — я и Петр Иванович Лихачев, директор ра- диозавода Борис Владимирович Докторов, ректор Томского политехнического института, доктор технических наук Алексей Акимович Воробьев, инженер-конструктор ТПИ Юрий Иванович Потехин, заместитель главного инженера «Трансмаша» Анатолий Иванович Чепурко. главный инженер кинотеатра «Октябрь» Николай Сергеевич Ковалев. Томичей мы позвали не случайно: они первыми в Сибири создали телестудию. Мы были вторыми.

Первым делом надо было решить вопрос со студийным оборудованием и помещением. Горисполком выделил первый этаж нового здания на Ленинском проспекте, — сейчас там стоматологическая поликлиника №1. Второй вопрос — телевышка. Поскольку прием телепередач происходит только в пределах прямой видимости, антенна должна быть достаточно высокой. Решили установить 180-метровую телевышку —этого хватило бы на 100-километровую зону уверенного приема. Нашли место неподалеку от студии, заложили фундамент. Но тут возникли сложности с авиацией: оказалось, что над этим местом запланирована полоса привода будущего аэропорта. Такое было время: Барнаульский аэропорт начали строить через 10 лет, а планы и расчеты уже существовали!

Поехал в Москву. Там меня принял Логинов — тогдашний министр гражданской авиации. Выслушал внимательно, вызвал начальника управления капитального строительства и главного штурмана ГВФ. Посмотрели карты и сказали: 180-метровую вышку в городе строить нельзя. Можно только в нагорной части. Но там был только частный сектор, — даже трамвай еще не ходил. Решили ставить временную мачту, 40-метровую, — потом она оказалась во дворе краевого УВД. Монтировал молодой инженер Петр Починок из «Сибстальконструкции». Помню, только подняли мачту, еще не закрепили даже, а он уже на самую верхотуру забрался!

Вся эта работа финансировалась за счет городского бюджета и средств промышленных предприятий. Создали дирекцию. Петра Васильевича Скибу сделали директором, Захария Борисовича Гутчина — главным режиссером. Первыми штатными сотрудниками были инженер Семечкин и техник Сплавский. Шофером взяли Леню, — фамилию уже не помню. Первым диктором была Мария Скоромная. Потом пришли Вахрушев и Немцов. С помощью томских специалистов смонтировали передающую станцию.

Работали, как говорится, всем миром. Но особо хотел бы отметить директора радиозавода Докторова, главного инженера краевого управления связи Банаса, управляющего «Барнаулэнерго» Солнцева, главного энергетика БМК Новодережкина, директора «Водосвета» Гусеву, главного инженера стройуправления «Стройгаза» Степанова и главного инженера стройуправления «Барнаулстроя» Михлина, начальника цеха «Трансмаша» Гайворонского и начальника измерительной лаборатории радиозавода Кравченко.

Пришло время получать разрешение на вещание и заказывать телевизоры. Поехал в Москву. И тут выяснилось, что третий канал, на котором мы собрались работать, зарезервирован для будущего Кемеровского телецентра.

В начале 56-го я снова был в Москве. Первый секретарь крайкома партии Константин Георгиевич Пысин, второй секретарь Борис Агафонович Баринов и председатель крайисполкома Сергей Васильевич Шевченко собирались на прием к председателю российского Совмина Михаилу Алексеевичу Яснову. Перед этим я вкратце рассказал им о нашей проблеме. Они прошли к Яснову, а я остался в приемной. Через некоторое время меня тоже пригласили. .Яснов с порога спрашивает: «Ты чего приехал?» Я коротко доложил о том, что сделано и что не получается. Он вызвал помощника: «Позвони нашим министрам связи, торговли и культуры, а также Псурцеву (министр связи СССР) и от моего имени попроси, чтобы приняли Мельникова. И каждый вечер докладывай мне, как идут дела».

Прихожу наутро к российскому министру связи Черенкову. Тот пригласил еще четырех специалистов. Мы долго спорили. Нас попрекали в том, что мы «хулиганим». «Мы у вас ни копейки не просили, — отвечаю. — Сами все сделали, хотя это ваша работа!» В конце концов вопрос решился: выделили канал, утвердили смету на строительство 180-метровой стацио- нарной телевышки в нагорной части Барнаула, вписали отдельной строкой в союзный план телефикации. И все это благодаря Яснову...

Под это дело республиканское министерство торговли пообещало направить в Барнаул первую сотню телевизоров КВН-49, «Темп-2», «Экран» и «Луч». При продаже «радиозрителям» (так именовали телезрителей) аппараты регистрировались, за них взимали абонентную плату. Когда решили вопрос с телевизорами, поехал на Шаболовку и выпросил хорошие записи—концерты Руслановой, Козловского, Лемешева, Бернеса и других исполнителей.

Первая пробная телепередача прошла 14 февраля 1956 года — в день открытия XX съезда. Телевизоров в продаже еще не было, и передачу посмотрели только несколько семей. Первую партию телеприемников завезли в апреле. Экранчики были маленькие, и для увеличения изображения перед ними устанавливались пустотелые стеклянные линзы, заполненные дистиллированной водой.

В апреле было смонтировано оборудование, соответствующее государственному стандарту. По радио и в печати населению разъясняли: изображение на телеэкране состоит из множества точек, расположенных по горизонтали и вертикали. С гордостью подчеркивалось, что в Америке картинка разворачивается на 525 строк, я у нас — на 625.

По вечерам во вторник, четверг, субботу и воскресенье в квартирах счастливых обладателей телевизоров было не протолкнуться. За первые полтора месяца студия показала свыше 30 программ — художественные, научно-популярные и документальные фильмы, киножурналы, концерты. В воскресные дни обязательно транслировались фильмы для детей. Первыми детскими фильмами стали «Кортик» и «Чук и Гек». В планах телевизионщиков были внестудийные передачи из крайдрамтеатра, трансляции футбольных, хоккейных матчей, концертов художественной самодеятельности. Так все начиналось...
«Вечерний Барнаул» (Лилия Болатаева)
2016
Говорит и показывает
14 февраля исполняется 60 лет со дня первой телепередачи в Барнауле.
Мы - транспортники
Для обывателя телевидение едино во всех своих ипостасях: и творческой, и технической. Профессионалы же исповедуют четкое разделение.
Рассказывая о юбилее Алтайского краевого радиотелевизионного передающего центра, Владимир Кобозев, начальник отдела информационного обеспечения, приводит замечательное сравнение. - Мы – транспортники- объясняет он. - Телекомпании создают контент, отдают нам, мы его принимаем и несем до телезрителя. По сути, мы -транспорт связи.
В 2016-м сотрудники АКРТПЦ отмечают не одну, а сразу три памятные даты: 60 лет начала телевещания в Барнауле, 50 лет образования краевого телецентра и 15 лет учреждения головного федерального предприятия - Российской телевизионной и радиовещательной сети. Это замечательный повод вспомнить, как все начиналось.
ТВ_Баня
История телевещания в краевой столице неразрывно связана с именем Анатолия Мельникова. В далеком 1954 году 26-летний заместитель председателя Барнаульского горисполкома побывал в командировке в Москве. Ожидая аудиенции в приемной председателя Совета министров РСФСР, он впервые посмотрел телевизор и загорелся идеей привезти телевидение в Барнаул.

Вернувшись из командировки, Анатолий Иванович организовал инициативную группу во главе с председателем горисполкома Валентином Трофимовым. В нее входили также директор радиозавода Борис Докторов, ректор Томского политехнического института Алексей Воробьёв и несколько его сотрудников. Томичи в инициативной группе оказались не случайно: их телецентр был четвертый в СССР и первый в Сибири! Барнаульцы благодаря напору и энтузиазму стали вторыми.

Экраны считаных по пальцам телевизоров города «ожили» 13 февраля 1956 года. Передача была пробная. Телезрители увидели испытательную таблицу настройки, затем киножурнал «Сибирь на экране» и новости дня. На следующий день в честь открытия XX съезда КПСС горожанам уже официально продемонстрировали фильм «Кубанские казаки». Технические возможности позволяли вещать только на город и прилегающую Чесноковку (ныне г. Новоалтайск), имеющаяся мачта покрывала территорию всего в радиусе 20-40 километров.
- Изначально телецентр находился не на Горе, а в районе площади Октября, -рассказывает ветеран организации Геннадий Васильевич Сальников, в 1961 году заступивший на должность старшего инженера передатчика.
- Аппаратно-студийный блок размещался в недавно построенном доме на пр. Ленина, 78. Передающая антенна стояла на 30-метровой опоре ЛЭП позади Алтайского совнархоза (сейчас в этом здании находится ГУВД). За совнархозом шли служебные гаражи. Один из боксов представлял собой аппаратную передатчика. Там мы и работали.
По словам Геннадия Васильевича, первое оборудование было далеко от совершенства. Иконоскопы камер студии были настолько малочувствительные, что лица дикторов и гостей студии приходилось прицельно высвечивать прожекторами. Жара под софитами стояла страшная, поэтому пионеры телеэфира Сергей Марков и Мария Скоромная выходили со съемки, как из бани, и сразу бежали умываться.
Студийных передач в 1960-е годы шло мало. Основную часть вещания занимали художественные и документальные фильмы, журналы, передачи, присланные из Москвы, Ленинграда, Новосибирска. Контролеры, которые следили за качеством выдаваемого в эфир материала, не раз ужасались, в каком состоянии приходили «модные» пленки:
-Да их же нельзя показывать! Ничего уже не видно, все затерто!
Зато вещание в отличие от первых лет работы барнаульской телестудии было уже ежедневное, кроме понедельника. Программы передавали по несколько часов утром и вечером, а днем, с 10.00 до 16.00, голубые экраны показывали тест-таблицу с музыкальным сопровождением. Для этих целей в аппаратной передатчика стояли два магнитофона. Бобины на них были порядка 35 сантиметров в ширину! Музыку к тест-таблице своей подписью обязательно утверждал директор студии.
- Однажды я достал в Новосибирске записи очень модной по тем временам югославской певицы. И мы пустили их в эфир к таблице без утверждения, - рассказывает Геннадий Васильевич - Ничего крамольного в них не было, но мне все равно устроили головомойку от начальства. Зато все знакомые, у кого были телевизоры, просто пищали от восторга! Голубой экран и горожане - Помню, передачи шли всего по два-три часа в день, - рассказывает барнаулец Александр Сергеевич Антошкин. - На экранчиках размером 9 на 12 сантиметров люди смотрели новости, кино. Иногда по телевизору показывали концерты. Мне почему-то особенно запомнилась заключительная музыка, когда вещание заканчивалось. Это было очень красивое попурри из вальсов. Из подшивок «Алтайской правды» видно, что ажиотаж вокруг телевещания на заре его истории был довольно велик. - Трудящиеся высказывают много претензий к торговым организациям. И они правы. Барнаульский и Чесноковский торги и крайпотребсоюз недопустимо запоздали с завозом телевизоров, - выступал с критикой на страницах краевой газеты Валентин Трофимов.
- Для увеличения размера изображения на экране некоторые приемники нуждаются в линзах. Торгующим организациям надлежит завезти такие линзы в короткие сроки. Но, несмотря на решительные приказы руководства, приемники еще долгие годы были в большом дефиците. Горожане добывали их мыслимыми и немыслимыми способами, привозили из Новосибирска и других городов.

Когда поют утюги
Впрочем, несмотря на трудности, с начала своей истории краевое телевещание развивалось семимильными шагами. - Нам почему повезло? Потому что здесь находились целинные земли, - рассуждает Геннадий Сальников. -Была партийная установка -закреплять новоселов из европейской части страны. Ведь на целину приезжала в основном молодежь, которой качественный отдых необходим. Поэтому было постановление руководства усиленно развивать все культурные направления: кино, газеты, Дома культуры, радиовещание и в первую очередь - телевидение. Как результат уже к 1962 году на Горе ввели в строй новый телецентр со 180-метровой мачтой. Она увеличила зону вещания сразу до 100 километров.

По краю раскинулись километры радиорелейных линий. Телевидение постепенно пришло не только в крупные райцентры, но и в небольшие деревеньки. Не обходилось и без курьезов.

- В Мамонтово Министерство гражданской авиации не утвердило нам изначальный проект 120-метровой телемачты, -рассказывает Геннадий Васильевич. - Она якобы будет мешать полетам Ан-2. Согласовали 50- метровую. Мы ее установили, навесили пятикиловаттный телепередатчик плюс радиопередатчик мощностью четыре киловатта. Неподалеку располагалось двухэтажное общежитие. Так в нем утюги в прямом смысле запели! Напряжение было такое, что даже не подключенные к сети, они издавали скрип, отдаленно похожий на мелодии, которые мы передавали. По этой же причине в Барнауле 180-метровую мачту поставили не на площади Октября, а на Змеиногорском тракте - в самой высокой точке города, среди одноэтажной застройки, чтобы соблюсти безопасность.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО?
-Алтайский край вошел в число первых 12 регионов страны, где началось внедрение цифрового телевидения. С 2011 года в любой деревне вещает десять каналов в цифровом формате. С 2014-го идет работа над запуском еще десяти каналов;
- АКРТПЦ развивает радиосеть. В Барнауле через два-три месяца состоится запуск радиостанции «Радио России» на частоте 103,4 МГц, «Звезда FM» - на частоте 107,9 МГц и популярнейшего по рейтингам «Радио Дача» - на частоте 107,4.
Дополнительные источники
Диктор алтайского телевидения Вера Борисова
Made on
Tilda